IT-новости в области права

право маркетплейсов брать плату за возврат

23.04.2024

Ассоциацию компаний интернет-торговли (АКИТ) и Ассоциацию представителей электронной торговли Сибири (АПЭТ) не устраивает закон об интернет-магазинах и предлагают в текущей его версии, и они предлагают внести изменения, о чем попросили Совет Федерации и Государственную Думу. Законопроект о маркетплейсах ждет соответствующих доработок. Поправки внесли в нижнюю палату парламента в начале марта 2024 года. Документ регулирует отношения интернет-платформ, продавцов и владельцев пунктов выдачи заказов. Инициатива предусматривает как общие правила для всех интернет-площадок, так и специальные для тех, кто занимает значимое положение на рынке. Последним, например, предлагается запретить брать с контрагентов более 10 % за свои услуги, проводить акции без согласия партнеров, менять договор оферты без предупреждения менее чем за 30 дней. Ассоциации попросили убрать из законопроекта норму, которая запрещает вводить плату за возврат товаров. Бизнес считает, что такое ограничение «может стать инструментом недобросовестной конкуренции». На сегодня сложилась практика, когда продавцы заказывают на площадках как потребители товары с доставкой в дальние регионы, «чтобы у реальных потребителей не было возможности заказать этот товар у конкурента». «При этом доставка каждой единицы товара имеет определенную стоимость, которая должна быть кем-то оплачена: продавцом, маркетплейсом или потребителем». Среди других предложений ассоциаций – исключить положение об ограничении 10 % стоимости услуг маркетплейсов, занимающих значимое положение. Бизнес считает это требование нереализуемым и противоречащим принципам гражданского законодательства о свободе договора и предпринимательской деятельности. Стоимость услуг по хранению, сортировке, магистральным перевозкам и доставке потребителю для маркетплейсов обычно составляет более 15 %, а для регионов Сибири и Дальнего Востока – более 50 % от стоимости товаров. В целом АКИТ и АПЭТ считают, что маркетплейсы, занимающие значимое положение, не нуждаются в отдельном регулировании, а можно ограничиться существующими нормами. Торговля через маркетплейс – это один из способов дистанционной розничной торговли через сеть Интернет. В целом к торговле через маркетплейс применимы те же правила, что и к дистанционной торговле через интернет-магазин, но с учетом некоторых особенностей, в частности:

  • владелец маркетплейса должен довести до потребителей информацию о себе и о продавце (исполнителе), например, фирменное наименование (наименование), место нахождения (адрес), режим работы. Продавец (исполнитель) в свою очередь обязан сообщить владельцу маркетплейса необходимые сведения и разместить их на своих интернет-ресурсах. Владелец маркетплейса доводит до сведения потребителей информацию о себе и продавце (исполнителе), размещая ее на своих сайте и (или) странице сайта. Информацию о продавце (исполнителе) владелец маркетплейса вправе довести до сведения потребителей, разместив у себя на сайте и (или) странице сайта ссылки на сайт продавца (исполнителя) в сети Интернет (п. п. 1.2, 1.3 ст. 9 Закона о защите прав потребителей);
  • по общему правилу владелец маркетплейса несет ответственность за убытки, причиненные потребителю, если предоставил ему недостоверную или неполную информацию о товаре (услуге) или продавце (исполнителе). От ответственности он освобождается, если такая информация была предоставлена ему продавцом (исполнителем) и владелец маркетплейса опубликовал ее без изменений. Такой вывод следует из п. 2.1 ст. 12 Закона о защите прав потребителей;
  • продавец (исполнитель) по общему правилу несет ответственность за исполнение договора, заключенного с потребителем, а также за соблюдение прав потребителей, нарушенных в результате передачи товара (услуги) ненадлежащего качества и обмена непродовольственного товара надлежащего качества на аналогичный товар (п. 2.1 ст. 12 Закона о защите прав потребителей).

Отношения продавца товаров и владельца маркетплейса регулируются договором.

Яндекс.Метрика