IT-новости в области права

закон о маркетплейсах

19.04.2024

Правительство планирует дать отрицательный отзыв на законопроект о регулировании маркетплейсов. Предложенные нормы слишком «сырые», следует из проекта отзыва Кабинета министров РФ. Парламентарии хотели запретить агрегаторам собственные продажи товаров, если их выручка превышает 150 млрд рублей, поправки также вводили ответственность электронных площадок за качество реализуемой продукции, упорядочивали сферу отношений платформ с контрагентами. Такую инициативу внесли в Госдуму в конце 2023 года. Проект отрицательного отзыва на инициативу направили на одобрение вице-премьеру Дмитрию Григоренко. Из документа следует: предложенные нормы слишком «сырые», их нужно доработать. Парламентарии сразу нескольких фракций («Справедливая Россия – За правду»», КПРФ, «Единая Россия» и ЛДПР) подготовили законопроект о регулировании маркетплейсов в 2023 году, документ внесли в Госдуму в начале осени. Речь идет о поправках в законы «О торговле» и «О защите прав потребителей», цель которых – избежать серьезных конфликтов между агрегаторами и их партнерами-продавцами, а также исключить нарушение прав потребителей. Документ не позволяет площадкам менять условия контрактов чаще чем один раз в год, вводит порядок применения штрафов со стороны онлайн-торговли в отношении контрагентов. Кроме того, депутаты предложили обязать площадки отвечать за качество товаров, то есть претензия в маркетплейс в случае брака продукции была бы законна и обоснована. Правительство сочло некорректным требование парламентариев пересматривать контракты не чаще одного раза в год, поскольку это условие «не учитывает изменения рыночной конъюнктуры, сезонности товаров, изменения логистических цепочек, которые могут требовать от агрегаторов обновления тарифов и комиссий». Также Кабинет министров выступил против запрета на блокировку «личного кабинета» продавца. Обычно это происходит, если партнер маркетплейса нарушает правила площадки или законы. Там уверены, что если отказаться от такого условия, то это не позволит оперативно пресекать нарушения действующего регулирования. Такая же критика содержится в отзыве государственно-правового управления (ГПУ), он был готов еще в конце ноября 2023 года. Тогда Управление отметило, что запрет на продажу товаров при определенной выручке может снизить доступность продукции для потребителей. Кроме того, если площадка будет отвечать за качество товаров, то компаниям придется самостоятельно проверять все изделия. Это «потребует изменения действующей модели организации работы», отмечали в ГПУ. Пока правительство не согласовало официальный отзыв по законопроекту о маркетплейсах. Его проект рассмотрят на ближайшем заседании комиссии по законопроектной деятельности Кабинета министров РФ. Кроме того, в аппарате правительства отметили, что отзыв еще не утвержден. Один из соавторов законопроекта о маркетплейсах Дмитрий Гусев пояснил, что сейчас парламентарии готовят два самостоятельных закона, которые масштабно и комплексно будут оговаривать все нюансы взаимодействия агрегаторов и их партнеров. Имеется в виду закон об интернет-торговле и закон о платформенной занятости, которые более полно будут определять регулирование в этой отрасли. Поэтому возможный негативный отзыв правительства на более ранние инициативы не смутил депутата. Жесткие механизмы остановят активную динамику бизнеса сотен тысяч предпринимателей и негативно скажутся на россиянах, считают в OZON. Предложенная версия законопроекта создает риски для рынка, поскольку не принимает во внимание модель работы маркетплейсов, которая кардинально отличается от офлайн-ритейла, поэтому в OZON разделяют отрицательную позицию правительства и рассчитывают на диалог с ведомствами, авторами документа для выработки сбалансированного решения для защиты интересов предпринимателей и покупателей. С ним согласны представители «Яндекс Маркет», которые считают, что инициатива депутатов требует существенной доработки. Правила для онлайн-торговли должны повышать уровень прозрачности ведения предпринимательской деятельности, не создавая лишних барьеров. В Wildberries добавили, что готовы обсуждать законопроект для «выстраивания сбалансированных правил работы, которые заложат основу для долгосрочного развития отрасли электронной торговли». В любом случае рынок маркетплейсов требует регулирования, судебная практика свидетельствует о том, что динамично растет количество арбитражных споров между площадками и их партнерами (продавцами) и владельцами пунктов выдачи заказов. Уровень конфликтности между сторонами повышается, это достаточное обоснование для того, чтобы ввести законодательные правила.

Яндекс.Метрика